South Urals Federal Research Center of Mineralogy and Geoecology of the Urals Branch of the Russian Academy of Sciences
ATTENTION!
Dear residents and guests of our city!
Напоминаем Вам, что с целью предупреждения распространения коронавирусной инфекции и во исполнение приказа Минобрнауки России № 398 from 14.03.2020
МУЗЕЙ ЗАКРЫТ
до особого распоряжения.

museum opened to the public with 10-00 to 17-00
Weekends days: Monday, Tuesday.
visit museum and guide service paid. Ticket price for adults - 100 rub., children 6 to 18 years old, retirees, students - 50 rub.
Sightseeing tour for a group of up to 25 people. — 400 rub., costume - 500-600 rub.
Inquiries about the museum is available by phone. +7(3513) 591848, +7-908-828-1848

museum address: 456317 Chelyabinsk region., g. Miass, Ilmen reserve. Before air museum can be reached shuttle39 Reserve - n. builders”; or bus number 8 “P. Zarechny - Reserve”.

Natural Science Museum is among the five largest Russian geological-mineralogical museums and has on display one of the largest biological dioramas country.


The first collections of minerals and rocks of the reserve were established in 1925 year. AT 1936 , the first wooden building of the museum was built, and with 1990 the museum is housed in three-storey building, where the total area of ​​six halls 2050 quarter. m. Museum fund has about 30thousand storage units, exposed9 thousand exhibits. The museum is a major regional center of education in the natural sciences, annually taking 50 thousand visitors.

Exposure science museum located on 3 floors
1 Floor Hall fields of mineralogy
In the room 700 samples of different types of deposits.
Hall of systematic collection of minerals
contains 1750 samples, that represent 740 mineral species.
2 Ilmensky floor hall
It represents a collection of pegmatites, collection of minerals and rocks of the mountain reserve. It contains about 1.5 thousand. samples.
3 Biological floor hall
It represents the diversity of the flora and fauna of Ilmen Reserve.

Hall of Mineralogy fields

Is mineral samples from the deposits of our country and from abroad. The exhibition includes a collection: New Arrivals, quartz, its varieties and the use, precious stones.
Depending on the physico-chemical and geological conditions produced different types of fields and their associated mineral assemblages. The exhibition halls are presented as characteristic minerals deposits, so minor and infrequent. Collecting samples greisens, skarns and rodingites. Minerals hydrothermal antimony and mercury deposits and lived alpine. Charoit Murunsky alkali array, the only mine in the world. The hall is well represented Mineralogy of pegmatites Jewel Mine Murzinka and Vatihi, YU. Urals, Kazakhstan and Trans, as well as a collector's emerald deposits Malyshevskoe (cf.. Ural). Variegated jasper Yu. Urals and metalliferous sediments, who were their progenitors in the long history of education. Bizarre stalactites and calcite corallites karst caves. The bright color of the oxidation zone of sulfide minerals of copper and sulfur deposits of celestine. Collecting samples of salt deposits.

Hall of systematic collection of minerals

Represents 740 mineral species, which are located in the windows of the crystal according to the classification of minerals A. BUT. Godovikova. The hall is decorated with two vases: "Ural Rhapsody" and "Lira" (jasper, jade "Uralkvartssamotsvety", g. Yekaterinburg).

The systematic collection of minerals


Sistematicheskaya showcase

hall plan elements, intermetallic compounds sulfide, khalikogyenidy sulfide, khalikogyenidy oxides, hydroxides oxides oxides, tungstates, molybdates oxides, silica family silicates, family of feldspars silicates, feldspathoids family silicates, zeolites family silicates, family mica silicates, group talc, serpentine, palygorskite, Family chlorite-montmorillonite and kaolinite silicates, amphibole family silicates, pyroxene family and piroksenoidov silicates, group epidote-zoisite, Vesuvius silicates, group of garnets, Olivia, staurolite, kyanite - staurolite silicates, group topaz, Danburite, datolita, tourmaline silicates, family mica, piroksyenov, topaz group Berïllosïlïkatı titanium- and tsirkonosilikaty, epidote group titanium- and tsirkonosilikaty, epidote group Bora carbonates carbonates phosphate phosphate, arsenate sulfate sulfate halides (chlorides) halides (ftoridы) Carbon and its compounds Ore rock crystal sulfur ore Ştuf (pyrite, quartz, zeolite) Ştuf (Fluorite on calcite) Ştuf (Calcite, quartz) shtufah Andrade piece of ore: pyrite, quartz, spinel, beryl Ştuf (Calcite, pyrite, quartz) Stuf pyrite Nephritis (polish) amethyst grenades silica minerals Malachite
To view Systematic showcases perform clicking.

Presents thematic collections of mineralogy and geology Ilmenogorsky complex. The mineralogical respect Ilmenogorsky complex is undoubtedly a unique geological object of a global. The diversity of minerals in it was the basis for the creation here of the first mineralogical reserve in the world 1920 year.

The systematic collection of minerals

Mineral species are represented according to the general classification of the crystal, based on the chemical composition and the crystal structure of the mineral.

Collection of pegmatite mineralogy


World fame brought Ilmen mountains rich semiprecious and rare-metal mineralization of pegmatite veins. At present, there are six types of pegmatite veins on the relative age and mineral composition. Of 270 mineral species reserve 230 species occur in pegmatites.

minerals giperbazitov 36
minerals granite (amazonitic) pegmatites 32, 33, 34, 35, IX, VIII, XII minerals granite (piroksyenovykh) pegmatites 29
minerals granite (rare metal) pegmatites 30, 31, IV, WE
Minerals and alkaline granitic pegmatites VII, X
Minerals granitic pegmatites and metamorphic rocks XI
minerals, carbonatites 24
Minerals miaskitic pegmatites 23, II, XIII, XIV
Mineral pyroxene-plagioklazovykh pyegmatitov, zhilynыh fenitov 22
Minerals syenite pegmatite 25, 26, 27, 28, III
Minerals syenite pegmatite and metamorphic rocks I
skarn minerals, metamorphic rocks 37
alkaline pegmatites (piroksyenovyye, miaskitic, korundovıe) V

hall plan simple matter. sulfide, sulifosoli. oxides oxides oxides oxides, hydroxides silicates, orthosilicates silicates, orthosilicates silicates, orthosilicates silicates. Diortosilikaty. The ring silicates silicates. chain silicates silicates. chain silicates silicates. phyllosilicates silicates. Layered and framework silicates silicates. framework silicates vanadates, phosphate, molybdates, tungstates sulfate, carbonate, ftoridы Mineral pyroxene-plagioklazovykh pyegmatitov, zhilynыh fenitov Minerals miaskitic pegmatites minerals, carbonatites Minerals syenite pegmatite Minerals syenite pegmatite Minerals syenite pegmatite Minerals syenite pegmatite minerals granite (piroksyenovykh) pegmatites minerals granite (rare metal) pegmatites minerals granite (rare metal) pegmatites minerals granite (amazonitic) pegmatites minerals granite (amazonitic) pegmatites minerals granite (amazonitic) pegmatites minerals granite (amazonitic) pegmatites minerals giperbazitov skarn minerals, metamorphic rocks Minerals miaskitic pegmatites Minerals miaskitic pegmatites Minerals miaskitic pegmatites Minerals syenite pegmatite minerals granite (rare metal) pegmatites minerals granite (rare metal) pegmatites minerals granite (amazonitic) pegmatites minerals granite (amazonitic) pegmatites minerals granite (amazonitic) pegmatites Minerals syenite pegmatite and metamorphic rocks Minerals and alkaline granitic pegmatites Minerals and alkaline granitic pegmatites Minerals granitic pegmatites and metamorphic rocks alkaline pegmatites (piroksyenovyye, miaskitic, korundovıe)

In biological hall of the museum reflects the different landscapes of the Chelyabinsk region and the Ilmen Reserve, the richness of flora and fauna.
Ilmen Reserve is located in the transitional zone of the mountain forest-steppe of the Urals to the Trans-Urals. In its territory, Covering an area of 303 quarter. km, there are coniferous taiga forests and fragments of forb-grass steppe, northern sphagnum bogs and shrubland. A mountain, dissected by numerous ravines relief, Nine rivers and nearly three dozen lakes created in each area its own microclimate, a special environment for plant and animal life.
On the territory of the reserve account for more 1250 species vascular plants, 483 alga, about 140 mosses and more 500 species of fungi. The animal world has 57 species of mammals, 173 - birds, 19 species, 6 - reptiles and 5 amphibians.

diorama “Seasons”

The central part of the hall occupies the bulk of the Biological diorama of "Seasons", one of the largest biological dioramas in Russia.
The diorama represents the transverse profile of the Ilmen reserve from west to east from the gold valley Miass River through the highest point of Mount Ilmen-Tau (747 meters above sea level) to the shores of the lake reserve large Miassovo. Abrupt slope western Ilmen ridge represented mountain-taiga landscape and its characteristic flora and fauna. The diorama exhibits several different biogroups, shown in different seasons in their typical habitat landscapes Ilmen Reserve.
In small windows around the perimeter of the room presents the main natural Chelyabinsk region mountainous zone of tundra and dark taiga, through pine and birch forests to the forest-steppe and steppe landscapes with salt lakes. Each diorama shows characteristic for the area of ​​animal groups.


The attack of wolves for deer (winter)
Perennial dates the onset of winter (mean temperatures below the transition -5 °C) usually coincide with calendar date 1 December. By this time flies and larch needles, usually, there is a stable snowpack.
Winter came, snowy forest empty and silent. Many animals sleep in burrows, most birds fly away to warmer climes. This is the most difficult period in the life of animals. The high altitude snow impedes movement of ungulates. They are quite difficult to get out of the snow herbaceous plants, so they go to food twig food.
During this period, the wolves often come together in flocks, sometimes numbering up 6-10 individuals. In this case, the hunting group becomes more fortunate.

Lixin brood near burrow (autumn)

The beginning of autumn is the date of stable transition of average daily temperatures below +10 °C. The Ilmen Reserve, for long-term observations, it happens in the middle 13 September. By this time the leaves turn yellow birch, bramble berries ripen, cranberries, hawthorn, rosehip, mountain ash and viburnum, later begins leaf birch.
By the autumn grows seed in the common fox. Although foxes are large enough, parents continue to feed them. Foxes eat birds, hares, lizards, large beetles, grasshoppers, snails. They often occupy burrows of other animals, especially prefer to settle in old dwellings badgers.
hedgehog, who happened to be near the home of foxes, unlikely to become their prey, so well it is protected spikes. We urchins your worries. Since the winter hedgehogs hibernate, for the autumn they need to accumulate sufficient fat reserves.
closer to 15 September has marked the first autumn frosts, starts yellowing larch needles.

capercaillie current (Spring)

The first signs of the appearance of the spring associated with the first thaw, This usually occurs in early March (Average long-term data 3.03). However, the real spring begins, when average daily temperatures are higher 0 ° C in the beginning of April.
At this time there is flowering goat willow, reveals the kidneys of wild cherry, blooming mother-and-stepmother.
Usually the active capercailyes begins in early April. The specific location is still in the dark going up to a dozen males, which announce the vicinity original song. Tokovanie reaches maximum intensity at dawn. Often, young cocks inflamed even arrange a fight between. Females begin to fly in the current somewhat later, in the middle of April.
At this time, blooms lungwort, sleep-grass, Adonis, pervotsvet, kalwjnïca Bolotnaya. Larch begins greening, rowan, rosehip, aspen.
Capercailyes continues until the foliage on birches and ends, usually, in the middle.

Beavers near the lodge (summer)

Moving average daily temperatures above +15 ° C marks the beginning of summer (Average long-term data 9 June).
During this period blooms cranberries, briar, viburnum. In mid-summer ripening blueberries and strawberries, linden blossoms.
Usually, beavers build a dam to block the river and raise the water level. When the pond will accumulate a lot of water, they build houses, cottages, very similar to small islands. They beavers are safe, as the entrance to the hut is located under water. Beaver feed exclusively on plant food. Summer value increases forage. Leads primarily nocturnal. However, in the late summer and fall, when fodder, comes out and day. Powerful incisors the beaver gnaws trees (aspen, sallow) diameter up to 80 cm and cuts them into pieces of different lengths. these logs, and swirls, he floated on the water to its housing, using them as building material, and the bark and branches eats.
The body length reaches beaver 100 cm, mass of an adult animal - 25 kg.

Computerized lecture hall in the Museum of the Ilmen Reserve started to be created in 1996 year. Financial support for its creation have: Chelyabinsk Region Administration, Institute of “open Society” (Soros Foundation, Grant № A1G702). The allocated their funds purchased and installed in the hall of computer equipment for the organization of graphic stations and jobs, designed to create computer lectures, as well as the projection equipment and digital camera.

The lecture hall is designed to improve the scientific and educational work in the museum, organization of visits to nature reserves in virtual tours and exposure modes, training sessions with students and schoolchildren, environmental, historical and natural history topics.


Natural Science Museum is the fifth largest geological-mineralogical museums in the country.
AT 1925 DI, the director of the reserve. Rudenko began to create the first collection of minerals and rocks
WITH 1931 , the minerals and rocks exposed in Miass regional museum and showcases, located on the verandahs of houses some of the staff reserve.
AT 1936 , the first wooden building of the museum was built. TO 1940 year in the museum there were about 4,5 thousand. exhibits. Of them – 4345 mineral samples, rest – biological.
Fire 1 February 1941 , the destroyed building of the museum with collections. During the war (with 1941 by 1944 city) building rebuilt on the foundations of the former, and restored collection.
For the visitors the museum opened 18 June 1944 of the year. The three rooms with exposure area 300 quarter. m housed 1,5 thousand. exhibits. On the first floor samples of minerals and rocks were exposed, on the second – zoological collection. The museum building was not heated, so visitors are accepted only in the summer (about 30 thousand. visitors per year).
The museum received visitors to 1982 of the year. Today, in an old building located research labs and grinding workshops.
The present stage in the life of the museum began in 1984 year, when the new three-storey building finished construction with a total exhibition area 2050 quarter. m.

Close Menu

Южно-Уральский федеральный научный центр минералогии и геоэкологии УрО РАН

Уважаемые жители и гости нашего города!
Сообщаем вам, что в дни Новогодних праздников музей работает по следующему графику:

30.12.2019–02.01.2020 – выходные дни
03–05.01.2020 – музей работает с 10-00 до 17-00
06.01.2020 – музей работает с 10-00 до 16-00
07–08.01.2020 – выходные дни.
Далее музей работает в обычном режиме.

Музей открыт для посетителей с 10-00 до 17-00
Выходные дни: понедельник, вторник.
Посещение музея и экскурсионное обслуживание платные. Стоимость билета для взрослых – 100 руб., детей от 6 до 18 лет, пенсионеров, студентов – 50 руб.
Обзорная экскурсия для группы до 25 чел. — 400 руб., костюмированная — 500-600 руб.
Справки о работе музея можно получить по тел. +7(3513) 591848, +7-908-828-1848

Адрес музея: 456317 Челябинская обл., г. Миасс, Ильменский заповедник. До музея заповедника можно добраться маршрутным такси № 39 Заповедник — п. Строителей”; или автобусом № 8 “п. Заречный — Заповедник”.

Естественно-научный музей входит в пятерку крупнейших геолого-минералогических музеев России и имеет в экспозиции одну из крупнейших биологических диорам страны.


   Первые коллекции минералов и горных пород заповедника начали создаваться в 1925 году. В 1936 году было построено первое деревянное здание музея, а с 1990 года музей размещается в трехэтажном здании, где находится шесть залов общей площадью 2050 кв. м. Фонд музея насчитывает около 30тысяч единиц хранения, выставляется9 тысяч экспонатов. Музей является крупным региональным центром просвещения в области естественных наук, ежегодно принимая 50 тысяч посетителей.

Экспозиции естественно-научного музея располагаются на 3-х этажах
1 этаж Зал минералогии месторождений
               В зале 700 образцов из разных типов месторождений.
              Зал систематической коллекции минералов
               Содержит 1750 образцов, которые представляют 740 минеральных видов.
2 этаж Ильменский зал
             Представляет коллекцию пегматитов, коллекцию минералов и горных пород заповедника. Содержит около 1.5 тыс. образцов.
3 этаж Биологический зал
            Представляет разнообразие растительного и животного мира Ильменского заповедника.

Зал Минералогии месторождений

Представляет образцы минералов из месторождений нашей страны и из-за рубежа. В экспозицию включены коллекции: новые поступления, кварц, его разновидности и применение, поделочные камни.
В зависимости от физико-химических и геологических условий образуются разные типы месторождений и связанные с ними минеральные ассоциации. В экспозиции зала представлены как характерные минералы месторождений, так второстепенные и редко встречающиеся. Коллекционные образцы грейзенов, скарнов и родингитов. Минералы гидротермальных сурьмяно-ртутных месторождений и жил альпийского типа. Чароит Мурунского щелочного массива, единственное месторождение в мире. В зале хорошо представлена минералогия пегматитов из самоцветных копей Мурзинки и Ватихи, Ю. Урала, Казахстана и Забайкалья, а также коллекционный изумруд Малышевского месторождения (Ср. Урал). Пестроцветные яшмы Ю. Урала и металлоносные осадки, которые явились их прародителями в длительной истории образования. Причудливые кальцитовые сталактиты и кораллиты карстовых пещер. Яркие по окраске минералы зоны окисления сульфидных медных и серно-целестиновых месторождений. Коллекционные образцы соляных месторождений.

Зал систематической коллекции минералов

Представляет 740 минеральных видов, которые расположены в витринах согласно кристаллохимической классификации минералов А. А. Годовикова. Зал украшают две вазы: «Уральская рапсодия» и «Лира» (яшма, нефрит «Уралкварцсамоцветы», г. Екатеринбург).

Систематическая коллекция минералов


Систематическая витрина

 

 

 

План зала Элементы, интерметаллиды Сульфиды, халькогениды Сульфиды, халькогениды Оксиды, гидроксиды Окислы Окислы, вольфраматы, молибдаты Окислы, семейство кремнезема Силикаты, семейство полевые шпаты Силикаты, семейство фельдшпатоиды Силикаты, семейство цеолиты Силикаты, семейство слюд Силикаты, группа талька, серпентина, палыгорскита, семейство хлоритов и монтмориллонита–каолинита Силикаты, семейство амфиболов Силикаты, семейство пироксенов и пироксеноидов Силикаты, группа эпидота–цоизита, везувиана Силикаты, группы гранатов, оливина, ставролита, кианита – ставролита Силикаты, группы топаза, данбурита, датолита, турмалина Силикаты, семейство слюд, пироксенов, группа топаза Бериллосиликаты Титано- и цирконосиликаты, группа эпидота Титано- и цирконосиликаты, группа эпидота Бораты Карбонаты Карбонаты Фосфаты Фосфаты, арсенаты Сульфаты Сульфаты Галоиды (хлориды) Галоиды (фториды) Углерод и его соединения Штуф горного хрусталя Штуф серы Штуф (пирит, кварц, цеолит) Штуф (флюорит на кальците) Штуф (кальцит, кварц) Штуф андрадита Штуфы: пирит, кварц, шпинель, берилл Штуф (кальцит, пирит, кварц) Штуф пирита Нефрит (полировка) Аметисты Гранаты Минералы кремнезема Малахит
Для просмотра Систематической витрины осуществите щелчок мышью.

Представляет тематические коллекции по минералогии и геологии Ильменогорского комплекса. В минералогическом отношении Ильменогорский комплекс несомненно является уникальным геологическим объектом мирового масштаба. Именно разнообразие минералов в нем послужило основой для создания здесь первого в мире минералогического заповедника в 1920 году.

Систематическая коллекция минералов

Минеральные виды представлены согласно общепринятой кристаллохимической классификации, основанной на химическом составе и кристаллической структуре минерала.

Коллекция по минералогии пегматитов


Мировую известность Ильменским горам принесла богатейшая самоцветная и редкометальная минерализация пегматитовых жил. На сегодня выделяют шесть типов жильных пегматитов по относительному возрасту и минеральному составу. Из 270 минеральных видов заповедника 230 видов встречается в пегматитах.

Минералы гипербазитов 36
Минералы гранитных (амазонитовых) пегматитов 32, 33, 34, 35, IX, VIII, XII Минералы гранитных (пироксеновых) пегматитов 29
Минералы гранитных (редкометальных) пегматитов 30, 31, IV, VI
Минералы гранитных и щелочных пегматитов VII, X
Минералы гранитных пегматитов и метаморфических пород XI
Минералы карбонатитов 24
Минералы миаскитовых пегматитов 23, II, XIII, XIV
Минералы пироксен-плагиоклазовых пегматитов, жильных фенитов 22
Минералы сиенитовых пегматитов 25, 26, 27, 28, III
Минералы сиенитовых пегматитов и метаморфических пород I
Минералы скарнов, метаморфических пород 37
Щелочные пегматиты (пироксеновые, миаскитовые, корундовые) V

План зала Простые вещества. Сульфиды, сульфосоли. Оксиды Оксиды Оксиды Оксиды, гидроксиды Силикаты, ортосиликаты Силикаты, ортосиликаты Силикаты, ортосиликаты Силикаты. Диортосиликаты. Кольцевые силикаты Силикаты. Цепочечные силикаты Силикаты. Цепочечные силикаты Силикаты. Слоистые силикаты Силикаты. Слоистые и каркасные силикаты Силикаты. Каркасные силикаты Ванадаты, фосфаты, молибдаты, вольфраматы Сульфаты, карбонаты, фториды Минералы пироксен-плагиоклазовых пегматитов, жильных фенитов Минералы миаскитовых пегматитов Минералы карбонатитов Минералы сиенитовых пегматитов Минералы сиенитовых пегматитов Минералы сиенитовых пегматитов Минералы сиенитовых пегматитов Минералы гранитных (пироксеновых) пегматитов Минералы гранитных (редкометальных) пегматитов Минералы гранитных (редкометальных) пегматитов Минералы гранитных (амазонитовых) пегматитов Минералы гранитных (амазонитовых) пегматитов Минералы гранитных (амазонитовых) пегматитов Минералы гранитных (амазонитовых) пегматитов Минералы гипербазитов Минералы скарнов, метаморфических пород Минералы миаскитовых пегматитов Минералы миаскитовых пегматитов Минералы миаскитовых пегматитов Минералы сиенитовых пегматитов Минералы гранитных (редкометальных) пегматитов Минералы гранитных (редкометальных) пегматитов Минералы гранитных (амазонитовых) пегматитов Минералы гранитных (амазонитовых) пегматитов Минералы гранитных (амазонитовых) пегматитов Минералы сиенитовых пегматитов и метаморфических пород Минералы гранитных и щелочных пегматитов Минералы гранитных и щелочных пегматитов Минералы гранитных пегматитов и метаморфических пород Щелочные пегматиты (пироксеновые, миаскитовые, корундовые)
 

В Биологическом зале музея отражены различные ландшафты Челябинской области и Ильменского заповедника, богатство растительного и животного мира.
Ильменский заповедник располагается в переходной полосе от горно-лесного Урала к лесостепи Зауралья. На его территории, занимающей площадь в 303 кв. километра, встречаются хвойные таежные леса и фрагменты разнотравно-злаковых степей, северные сфагновые болота и кустарниковые степи. А горный, расчлененный многочисленными логами рельеф, девять речек и почти три десятка озер создают в каждой местности свой микроклимат, свою особую среду для жизни растений и животных.
На территории заповедника насчитывают более 1250 видов сосудистых растений, 483 вида водорослей, около 140 мхов и более 500 видов грибов. Животный мир насчитывает 57 видов млекопитающих, 173 – птиц, 19 видов рыб, 6 – пресмыкающихся и 5 видов земноводных.

Диорама “Времена года”

   Центральную часть Биологического зала занимает объемная диорама «Времена года», одна из самых крупных биологических диорам в России.
Диорама отражает поперечный профиль Ильменского заповедника с запада на восток от золотоносной долины реки Миасс через самую высокую точку горы Ильмен-Тау (747 метров над уровнем моря) к берегам заповедного озера Большое Миассово. Крутой западный склон Ильменского хребта представлен горно-таежным ландшафтом и характерной для него флорой и фауной. В диораме экспонируются несколько различных биогрупп, изображенных в разные времена года в типичных для их обитания ландшафтах Ильменского заповедника.
В небольших витринах по периметру зала представлены основные природные зоны Челябинской области от горных тундр и темнохвойной тайги, через сосновые и березовые леса до лесостепи и степных ландшафтов с солеными озерами. В каждой диораме показаны характерные для данной местности группы животных.


Нападение волков на косулю (зима)
Многолетние сроки наступления зимы (переход среднесуточных температур ниже -5 °C) обычно совпадают с календарной датой 1 декабря. К этому времени облетает хвоя лиственниц и, как правило, появляется устойчивый снежный покров.
Наступила зима, заснеженный лес пустой и молчаливый. Многие звери спят в норах, большинство птиц улетело в теплые края. Это самый трудный период в жизни животных. Большая высота снежного покрова затрудняет перемещение копытных. Им довольно сложно добывать из-под снега травянистые растения, поэтому они переходят на питание веточными кормами.
В этот период волки нередко объединяются в стаи, насчитывающие порой до 6-10 особей. В этом случае охота группой становится более удачливой.

Лисиный выводок возле норы (осень)

   Начало осени определяется по дате устойчивого перехода среднесуточных температур ниже +10 °C. В Ильменском заповеднике, по многолетним наблюдениям, это происходит в среднем 13 сентября. К этому времени желтеет листва у березы, созревают ягоды костяники, брусники, боярышника, шиповника, рябины и калины, позже начинается листопад у березы.
   К осени подрастает потомство у обыкновенной лисицы. И хотя лисята уже достаточно большие, родители продолжают их кормить. Лисы питаются птицами, зайцами, ящерицами, крупными жуками, кузнечиками, улитками. Они очень часто занимают норы других зверей, особенно предпочитают селиться в старых жилищах барсуков.
   Еж, случайно оказавшийся возле жилища лисиц, вряд ли станет их добычей, настолько хорошо он защищен колючками. У ежей свои заботы. Так как ежи на зиму впадают в спячку, то за осень им необходимо накопить достаточно жировых запасов.
   Ближе к 15 сентября уже отмечаются первые осенние заморозки, начинается пожелтение хвои лиственницы.

Глухариный ток (весна)

Первые признаки появления весны связаны с появлением первых проталин, это происходит обычно в начале марта (средне многолетняя дата 3.03). Однако настоящая весна начинается, когда среднесуточные температуры становятся выше 0 °C в начале апреля.
В это время отмечается цветение ивы козьей, раскрываются почки у черемухи, зацветает мать-и-мачеха.
Обычно в первой декаде апреля начинается активное токование глухарей. В определенном месте еще в темноте собираются до десятка самцов, которые оглашают окрестности своеобразной песней. Наибольшей интенсивности токование достигает на рассвете. Нередко молодые разгоряченные петухи даже устраивают между собой драки. Самки начинают вылетать на ток несколько позже, в середине апреля.
В это время цветет медуница, сон-трава, горицвет, первоцвет, калужница болотная. Начинается зеленение лиственницы, рябины, шиповника, осины.
Токование глухарей продолжается до появления листвы на березах и заканчивается, как правило, в середине.​

Бобры возле хатки (лето)

Переход среднесуточных температур выше +15 °C знаменует собой начало лета (средне многолетняя дата 9 июня).
В этот период зацветает брусника, шиповник, калина. В середине лета созревает черника и клубника, цветет липа.
Обычно бобры строят плотину чтобы перегородить речку и поднять уровень воды. Когда в пруду накопится много воды, они строят домики-хатки, очень похожие на маленькие островки. В них бобры находятся в безопасности, так как вход в хатку расположен под водой. Бобр питается исключительно растительной пищей. Летом возрастает значение зеленых кормов. Ведет преимущественно ночной образ жизни. Однако в конце лета и осенью, при заготовке кормов, выходит наружу и днем. Мощными резцами бобр подгрызает деревья (осина, ива) диаметром до 80 см и разрезает их на куски разной длины. Эти поленья, а также сучки, он сплавляет по воде к своему жилью, употребляя их в качестве строительного материала, а кору и ветки поедает.
Длина тела бобра достигает 100 см, масса взрослого зверя – 25 кг.

  Компьютеризированный лекционный зал в музее Ильменского заповедника начал создаваться в 1996 году. Финансовую поддержку при его создании оказали: Администрация Челябинской области, Институт “Открытое Общество” (фонд Сороса, грант № А1G702). На выделенные ими средства приобретены и смонтированы в зале компьютерное оборудование для организации графической станции и рабочих мест, предназначенные для создания компьютерных лекций, а также проекционное оборудование и цифровая фотокамера.

  Лекционный зал предназначен для совершенствования научно-просветительской работы в музее, организации посещения Заповедника в режиме виртуальных экскурсий и экспозиций, проведения учебных занятий со студентами и школьниками, по экологической, исторической и природоведческой тематикам.


Естественно-научный музей входит в пятерку крупнейших геолого-минералогических музеев страны.
В 1925 году директором заповедника Д.И. Руденко начали создаваться первые коллекции минералов и горных пород
С 1931 года минералы и горные породы экспонировались в Миасском краеведческом музее и в витринах, расположенных на верандах жилых домов некоторых сотрудников заповедника.
В 1936 году было построено первое деревянное здание музея. К 1940 году в музее насчитывалось уже около 4,5 тыс. экспонатов. Из них – 4345 образцов минералов, остальные – биологические.
Пожар 1 февраля 1941 года уничтожил здание музея вместе с коллекциями. Во время войны (с 1941 по 1944 г.) здание вновь отстроили на фундаменте прежнего, и восстановили коллекции.
Для посетителей музей открылся 18 июня 1944 года. В трех залах с экспозиционной площадью 300 кв. метров размещалось 1,5 тыс. экспонатов. На первом этаже были выставлены образцы минералов и горных пород, на втором – зоологическая коллекция. Здание музея не отапливалось, поэтому посетителей принимали только в летний период (около 30 тыс. посетителей в год).
Музей принимал посетителей до 1982 года. Сегодня в старом здании расположены исследовательские лаборатории и шлифовальные мастерские.
Современный этап в жизни музея начался в 1984 году, когда закончилось строительство нового трехэтажного здания с общей экспозиционной площадью 2050 кв. м.

Закрыть меню
Председатель:
Секретарь:
Члены правления:
:
:
:
:
: