ОН НЕ ПРОГИБАЛСЯ ПОД ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР

22 июня ушел из жизни известный исследователь геологии, стратиграфии и минералогии Южного Урала и Казахстана, доктор геолого-минералогических наук Виктор Григорьевич Кориневский. Он родился 28 июля 1937 г. в селе Покровское Луганской области. Окончив школу с серебряной медалью, Кориневский без экзаменов поступил в Московский геологоразведочный институт. После его окончания с отличием работал по распределению в Алма-Ате, в Институте геологических наук АН КазССР, защитил кандидатскую диссертацию «Нижнедевонская вулканогенная формация Западных Мугоджар». В 1970 г. по приглашению В.А. Коротеева Виктор Григорьевич стал сотрудником Ильменского государственного заповедника АН СССР им. В.И. Ленина. В 1988 г. ученый перешел в Институт минералогии УрО РАН, образованный на базе Ильменского заповедника, тогда же защитил докторскую диссертацию «Геологическая история палеоокеанических бассейнов Южного Урала». С 1991 по 2021 г. В.Г. Кориневский работал в должности главного научного сотрудника лаборатории региональной минералогии Института минералогии УрО РАН.

В круг интересов В.Г. Кориневского входили различные аспекты петрографии, литологии, минералогии, тектоники и магматизма Южного Урала, в разработку которых он внес существенный фактологический и теоретический вклад. Виктор Григорьевич был, без сомнения, выдающимся геологом — высококвалифицированным, упорным и трудолюбивым, принципиальным и настойчивым, храбрым и физически сильным. Он был хорошим, искренним человеком, веселым и обаятельным, замечательным фотографом, знатоком и ценителем природы, любил петь украинские и русские народные песни, играть в волейбол и футбол, не пил алкоголь ни в каких видах — ему было и без того интересно жить.

Летом 1974 г., будучи студентом, я работал у него в отряде лаборантом и наблюдал, как Виктор Григорьевич воспитывал в своем одиннадцатилетнем сыне Жене, трудившемся вместе с нами, мужские качества, например, давал ему держать на весу за хвост извивающуюся гадюку (тут есть секрет: змею необходимо сначала слегка встряхнуть, чтобы у нее временно чуть разошлись позвонки, а то сразу за руку тяпнет).
Работал В.Г. Кориневский чрезвычайно много и в поле, и в лаборатории. Всю полевую документацию он вел очень тщательно, снабжая многочисленными иллюстрациями — не только рисунками, но и фотографиями, и дешифрированными аэрофотоснимками. Поздними вечерами в его палатке долго горел свет, он отдельно записывал свои геологические впечатления за полевой день: мысли и вопросы, требующие дальнейшего изучения, намечал пути их решения. Был он неимоверно упорным, а без этого фауну не собрать, и я, хоть с детства был весьма упертым, тем не менее упорству у него дополнительно научился.
Виктор Григорьевич был крайне далек от «трепетного чинопочитания», что часто не нравилось начальству и, в частности, явилось главной причиной его переезда из Алма-Аты в Миасс. Я помню, как летним вечером 1974 г. он обсуждал с Т.Н. Корень, известной специалисткой по граптолитам из Питера, насколько уязвимы мы, геологи: «Вот случись что глобальное, и кому тогда наши с таким трудом накопленные знания будут нужны?!». Как в воду смотрел! Впрочем, уже тогда он говорил: «Ну, ладно, если геология станет начальникам не нужна, а нужна, допустим, минералогия, буду изучать минералогию, ведь горные породы и свиты из минералов состоят!». После распада СССР практически все районы, которые Кориневский детально исследовал 30 лет, оказались, увы, за границей. И Виктор Григорьевич перешел к изучению геологии и минералогии Челябинской области, в первую очередь Ильменского заповедника и добился в этой совсем новой для себя тематике тоже очень многого.
В.Г. Кориневский был награжден медалью «За трудовое отличие» и почетной серебряной медалью имени члена-корреспондента С.Н. Иванова «За выдающиеся результаты в области наук о Земле и достоинство», ему было присвоено звание Почетного ветерана УрО РАН. И все же он был недооцененным научным сотрудником (не коллегами, конечно, а лишь по официально-начальственной «линии»; мы-то знаем, кто есть кто «по гамбургскому счету»…). Он «не прогибался под изменчивый мир» и, в частности, не писал заказные пустопорожние статьи под предводительством начальников, а продолжал честно и в целом очень успешно исследовать геологию и минералогию Южного Урала. Я совсем не хочу «писать икону» — Виктор Григорьевич был, понятное дело, не ангелом, а очень живым человеком со своими страстями, гордыней и боевым, задиристым характером. Любил он, например, всех «опровергать» (или пытаться опровергать). Как и у всех, его недостатки были продолжением его достоинств.
В.Г. Кориневский навсегда останется одним из лучших геологов и палеовулканологов Урала и Казахстана, и памятником ему будут служить его книги и статьи. Свой прах Виктор Григорьевич попросил развеять в его любимых местах в районе озера Миассово, и теперь он уже стал частью Ильмен…
Кирилл Иванов, главный научный сотрудник Института геологии и геохимии УрО РАН, доктор геолого-минералогических наук
и коллеги
из Института минералогии,
Ильменского государственного заповедника,
Института геологии и геохимии УрО РАН