South Urals Federal Research Center of Mineralogy and Geoecology of the Urals Branch of the Russian Academy of Sciences
From the memoirs of T.P.. Nishanbaeva

From the memoirs of T.P.. Nishanbaeva

From the memoirs of Tursina Prnazorovich Nishanbaeva (1955-2017)*

... I have long been asked to tell a story, which began in my youth and through, about 30 years old, ended with the discovery of a new mineral polekovita. In this story, Polyakov Vladislav Olegovich played a key role. truth, not he alone.

Year 1967. reserve. To me 12 years old. we, reserved boys, loved zircons. The elders spoke, that during the war a matchbox of zircons was taken at a reception point in Miass for one military ruble and this was considered a decent amount. But for us it was not about price – in our time, no one took zircons, – but in, that zircon crystals themselves attracted some kind of magical magical power. We often disappeared in the mines (secretly) looking for zircon crystals, and each of us’s dream was hyacinth. We really did not imagine this hyacinth, what is he like, but the sonorous name fascinated us, and we competed in search of honey tea crystals. Sometimes lucky. Especially on copy no 4, what's on peat. Now there is a border, and before the war and in the war there was an elementary school, where the reserved children studied until the fourth grade. My mother and her sisters finished. Then. And I found such a hyacinth in the mine next to this school! All the boys were jealous. Even the lucky Serge Hot.

Need to say, that any reserved boy knew, least, with a dozen local minerals: amazonite, quartz, zircon, ilmenite, nepheline, sfen, apatite, aquamarine, topaz, cancrinite, cherry, sodalite etc. Someone even knew Samarskite or something else. Title only, of course. And the granite I knew in the Reserve, looks like, every baby. Fersman School! Everyone in the house had at least some tiny collection of our Ilmen minerals..

The order in the Reserve at that time was different. Strict. Us, to the boys, it was forbidden to enter the forest without the need, even within the village - the forest along the road from the village to the "24 Houses", Zavaritsky's houses, was fenced off with a wooden fence. Flat. Painted. God forbid, someone goes over the fence and breaks the bird's life - you won’t get sin. But there were places, where it was not particularly forbidden to go. One such place was the Veal Corral on the other side of the Peat Bog and next to it Ozerko on the Cheremshanka River. At Ozerka we loved fishing. With the permission of adults, of course. Asked permission or the kindest, but in appearance, very strict Yuri Prokopevich Zapevalov - security guard of the Reserve, or Zharkikh Alexander Pavlovich - the head of the forest department of the Reserve. Sometimes they didn’t ask. Or ask once, and go a few times. There were children's tricks.

so, 1967 year. Summer. We are me, my cousin Sanya Timonov, friends: Serge Hot, Vovka Muranov and, like, Sanya Galkin went fishing for Ozerko. Crossed the swamp, We reached the Veal Corral and walked along the path towards Ozerka through the ditches, dug by geologists - in 1962 the year of Bogomolov.(?) did the shooting here. Geological. The ditches were still fresh and had to be jumped over.. Sometimes we looked into them, but found nothing particularly interesting. I was always nauseous on Veal Corral and I tried to get through it faster. Zircons, which we were obsessed with, in the ditches was not. And at that time Serega Zharkikh from the wall of the ditch, time, and took out a small flat sample of seven to eight centimeters with a crystal in the middle of an amphibole aggregate cake, sort of like zircon, centimeter and a half. By our standards, it was a large zircon. But everyone did not like this zircon at once - it had three or four faces on it, not very smooth, hilly. And the shine was too fat for zircon. And the color is not bad, almost hyacinth. Everyone took turns spinning a pebble, grimaced. And to me, he immediately sunk into something. Look, Serge Hot: take-not take, maybe throw it away? I’m this flat sample with zircon from Seryoga, in a hurry, and begged. Seryoga without regret gave it to me.

At that time I was just starting to collect my first collection of minerals. Central to my collection were rock crystal samples from Nepryakhino from Crystal Hill, that on the edge of the village - he got. I haven’t had wonderful zircons yet. And I put Seregin a sample next to the non-affinity crystal. My mom, Timonova Ekaterina Timofeevna, she knew a lot about local minerals - and she cleaned the mines with my grandfather Timothy before the war, and elder sister Antonina helped guided tours of the mines and to the fire tower - then it was the responsibility of the Reserve: educate and respect mineralogy. Oh, how mom did not like this Seryogin zircon: throw him out, it is not zircon, she told me right away! I argued, that zircon did not throw a flat sample.

Mom regularly threw out part of my growing collection. Once a year. Average. When the window sill in the house was already packed. And when I was gone. Leave at its discretion the best, and put everything else in a bucket and poured it into the garden. From the edge of the garden. Everytime, in each of its revisions, Seregin Zircon went into the bucket. Every time after the audit, I went in search of a discarded collection in the garden, found a bunch of his mineralogical "trash", conducted its audit and some samples returned back to the house. Including, for some reason, necessarily Seregin Zircon. Last time mom threw this sample, when I served in the army. While I served, my brother Yurka dragged wonderful azurites from Uchalov from the Molodezhnoye field - then stripping operations were carried out there, and Yurka got there to field work with the Popovs: Vladimir Anatolyevich and Valentina Ivanovna. What were azurites!

And before the army, I showed a cake with zircon to Vasily Antonovich Dmitriev - my first teacher, grinding master, connoisseur of zircons and ilmen mines. Vasily Antonovich studied the manufacture of thin sections with Medvedev, and he was taught by A.E.. Fersman. Vasily Antonovich twisted the sample and delivered his strict verdict: similar and not similar. Showed a sample to Hera Romanov, our reserved hitnik fartsovoy. Lucky him: on 179 mined such zircons mined! And on 118 Mine took such cherry - fantastic! There is still no such thing in the museum. Ivan Davydovich Petrakov, with whom they 118 the mine was cleaned with tears drenched with envy, telling how lucky Goshka Romanov. But Gosha definitely didn’t tell me: zircon or not. Not a good connoisseur.

I returned from the army in December 1975 years married, daughter Anastasia was already six months. Look, in place of Sereginy zircon on my whatnot in a house in the house are azurites and azurites of Uchalinsky! handsomely, you will not say anything, and zircon is not on the cake! Okay. It was a pity somehow. Spring has come 1976 of the year. Digging a garden with his wife Tatyana. Under the potato. Thought overwhelms: somewhere must lie my mineralogical "trash", thrown out by mom, and there should be Serygin zircon. I came across the "trash". Easily found a zircon cake in it.. And thinking: Well, that's how much this zircon cake follows me? Long! And what's so big about her, that I can’t get rid of this crystal for many years? Well, Yes, something in this zircon is not right: and similar and not like zircon. That is all my doubts. And so that they were not, I think, I’ll throw him far away. Near the garden there was our drovnik shed. A small window was inserted above the door to the barn.. Glazed. I tell my wife: that’s an infection, almost ten years zircon hanging over the soul, or not. I'll throw him away. Do you want, I say, with a U-turn, without aiming, I’ll get into that window in the barn: Well, don't throw away so easy, at least some, at least it will bring harmful benefits. One side. And on the other, I’ll fill my eye on accuracy - you look, useful in the future. Where - I don't know. But just in case. Wife pouting: hooliganism. Well, okay, I say, throw in the other direction. He got his back to the barn with a window, swung at full strength, to transfer across the house to the other side. And now the hand movement has already gone, and in my head a thought: zircon or not, did not understand! At the last moment, throwing a cake into the sky, I twisted it with my index finger so, so she boomerang flew back to me. It is seen, someone else twisted it, besides me, because, when the tortilla soared up above the house, momentarily froze at the highest point and rushed back in an arc, i already knew, that a small window in our barn came "kirdyk". And so it happened.. Tink, and there is no glass in the barn. Wife pouting: you calculated everything on purpose, to knock out the window in the barn. Like this, I think, from one stroke two troubles: and no glass, and wife sulking. Here's a damn zircon cake! I managed to beg her from Seryoga.

The barn was almost full of firewood.. I didn’t even get into the barn to look for a zircon cake: she is lost. With firewood, what was in the barn, hard to name. These were chopped core cores where the core was put by Vladimir Mikhailov., even when I was drilling hyperbasitic arrays in Nyashevka in the 60s. I cleaned boxes in due time on poverty, scored with this half-rot barn, and drowned with freshly prepared firewood. therefore, when they gave us the Green House at the pond, in the nature reserve, and the Kozhevnikovs drove into our apartment, I gladly presented my “firewood” to Nikolai Kozhevnikov. Together with the barn. is he, not looking for firewood, very happy, but, having considered, asked me to take firewood with me wherever. And so that I fail with them. I rested and shoved firewood to Nikolay in every possible way, but unsuccessfully. Therefore in the spring 1976 years climbed into the barn to take out the so-called firewood. I feel: somewhere she should be here, this is already a native cake with zircon. I will find, I will not find? "Firewood" exported, swept the floor. No cakes with zircon. Evaporated, whether? And joyful and sorry. I went already from the barn and saw her dear and distressed - lies on a workbench. And I was waiting for her on the floor. Took and think: what's next? Then the thought came to me: to get rid, need to give it! To? Yes, Glory to Polyakov!

Glory Polyakov came to us in the Reserve for distribution in 1973 year from Novosibirsk. The glory immediately struck us with its knowledge of the mines and minerals of the Ilmen mountains. Well, First of all, it turned out, that he is Chelyabinsk, but, Secondly, another year in 1964 himself or with his father Oleg Leonidovich went around almost all the mines of the Reserve. The eye was a diamond: pick up a sample, licks it properly, peers and says - columbite from Blyumovskoy mine. Right. Will take another sample, time it - thumpaz (so he often called topaz in the old artisanal manner) with Lobachevsky mines. Oh you, right. He was able to do everything, and repair everything, anything: X-ray equipment - please, microscopes, cameras of any brands - please, washing machines, refrigerators, "Bicycles-bicycles" - also please. And it was trouble-free in this. Therefore, always on his table interspersed with samples were parts from microscopes, cameras, reels from refrigerators and washing machines. You look at the table - the mess is full, it seems. Everything, and me including, they thought so until one day I decided to bring Slava Polyakov to order on the table. Delayed after work, parsed everything in heaps, yes jars, rubbed the table. And even Zeiss binocular. I go to work in the morning, and our laboratory was located in the old museum, almost pradiculously in my soul - here Glory will be surprised and rejoice in order! I still lingered a little, to go to the laboratory and hear the words of gratitude from the doorway, instead of walking around a clean table and not waiting, when the glory comes to work. I go in and hear almost swear words. Enraged Glory pounces on me: you put a mess on my table? I mumbled something like that, that on the contrary put things in order, and cleanliness too. At the same time. Oh god, what was there: I can not find anything, where is such a little thing from the camera of Alfred Georgievich Bazhenov, which I repair the second month, here among my crumbs was a two-millimeter phenakite from the 60th mine for research. Where is all this? I was ready to fall through the ground and after this incident I never again messed up on the Slavin table.

And it was on these days that I brought glory to this ill-fated example. You know, I say, Glory, here is some strange zircon with a powerful greasy shine from the Veal Corral. He is right there for me: on the Veal Corral zircons can not be, because, what can never be! A-priory. Okay, I think. A few days passed. Glory to me: where did you get this sample? On the Veal Corral, Serge Zharkikh found and gave me a present. And what? This is not zircon, is talking, he is me. This is monazite.! Where did you get it? On the Veal Corral in the Bogomolovskaya Ditch. Can not be, he tells me again. There are no zircons, us, especially, there can be no monocytes! Prove it, what's from there. I speak, almost ten years have passed, maybe there’s nothing left. Prove it all. I think so, task. And he himself was puzzled: there was not?

April. Here, vaccines against encephalitis began to be put in front of the field - they were not allowed to enter the field. And put them our legendary, by education a simple paramedic, and in life and respect, the great doctor and doctor Mukhin Boris Grigorievich. In our medical center on the edge of the village. Small house, wooden, neat. You go to the reception, and there is a picture with a winter landscape: house in the forest, the window glows, and roe deer around with curiosity so they look at the house from behind the pines. And all in the snow. Beauty is indescribable! truth, no artistry. The proportions in the picture are all broken. But beautiful and memorable. That picture still stands before my eyes. And always the turn to Boris Grigoryevich. Of women. From all over the USSR. Something he knew and was able, that they came to him from Leningrad, and from Irkutsk, and Vladivostok. Took the line for Lyudmila Fedorovna Bazhenova. We have a separate line for vaccination. I stand. The line barely moves. I speak to Lyudmila Fedorovna: while the line is moving, drove to the Calf Corral, monazite must be found for Glory. On bicycle. Then it was our most popular transport..

He drove to the Calf pen. Went down the ditch, remembering, where they found that cake already with monazite. Be it not ok! Like here, not like here, but it seems there. Here, like, and found that place. Frantically picking a wall with a stick. Easy to understand. Tremolite pours. I don’t see monazites. Here is something black slept, similar to coal. Took, looked, I see something chevkinitist in it. By shine, after school, but differs from our classic Chevkinite in a little brilliance and chip. And I have an internal allergy to everything rare-rare-earth. I pick up a Samarskite, eschinitis or chevkinitis - the palm burns, with orthitis (allanita) dope comes, losing space, nauseous and appetite for some reason played out. I'm not lying, by golly! Chevkinitisty ne beru. I pick further - hop! Something monazcisty got enough sleep. I put it in a test bag - they always were with me - and back to the medical center: turn, probably, already approached. I speak to Lyudmila Fedorovna: I found this same monazite for Glory Polyakov. Showed her. Large samples, to 2 centimeters shards. shine, truth, some poor, there is not enough fat for monazite. Yes, you never know what happens, I think. The main thing - found. There is evidence.

Lyudmila Fedorovna asked one piece for a qualitative response to phosphorus for the diagnosis of monazite. Gave. I will call, is talking, in couple of hours, when the reaction takes place. I feel good: little of, I have found, there will also be a reaction. I arrived in the laboratory and am silent, what found monazite, so much more, what hoo! I'm not showing anything to anyone. Two or three hours pass, Lyudmila Fedorovna calls and speaks: negative reaction to phosphorus! I.e, no phosphorus! I feel sick. I dumped my “monazites” onto the table to Slava Polyakova and I say: here they are, but there is no phosphorus - Lyudmila Fedorovna identified. Wrong, it turns out, throughout the program. Longing and shame. Glory Polyakov analyzed that, what I brought was chondrodite. Not monazite, not zircon, and the banal and unknown until that time in Ilmen chondrodite.

At that time Zhdanov Volodya was already working in our laboratory, Vladimir Fedorovich, how we often addressed him out of respect. Pure physicist, of Education, watched the devices, but, like every Ural native, nourished interest in minerals. Man he was quiet, spoke quietly, rarely, but a bullseye, what is called. Loved jokes, but absolutely did not remember them. Wanted to how much. He went to the field with us. I liked it and that, and other, because when we went out with him a couple on a route in the morning, usually, not enough sleep, I, to cheer him up, told him any of the countless, known by me, jokes and he laughed until you drop, finally woke up and the day began cheerfully and cheerfully. At lunch, when we were already tired a bit of work, I told him the same joke again. He chuckled again and so on until you drop. In the evening before going to bed, he listened to the same joke again and I already laughed with him and over him. Worked fun.

There is a question in the laboratory with this zircon monazite., which turned out to be chondroditis. Fun wrapped up the case. I was no longer happy with the whole story. Then Volodya Zhdanov and asks me: Where is that place? I outlined to him. He went and brought among other things, the same chevkinite, from which it burns me. Glory rushed to "deal" with him and, op-pa! Something interesting! Polyakova, turned out to be.

Like this, with a light hand Seryoga Zharkikh found in Ilmen chondrodite, and a new mineral was discovered - Polyakova**.

Now this is Mine No. 97. The most wonderful polarovite crystal, which I managed to see, was found by Sergey Kolisnichenko with young geologists in length 13 centimeters. Monazite also found. And the wonderful eschinites. And much more. And generally speaking, body (geological) turned out to be carbonatite. Miracles solve!

_________

* Saved style, spelling and punctuation.

** For more information on Pole see. in the monograph of V.A.. and VI. Popov “Mineralogy of pegmatites of the Ilmensky mountains”, 2005, c. 114.

Additional photos, provided by C.V.. Kolisnichenko and from the archive of Imin:

Polyakova. Crystal 15x15x10 cm. One of the exploratory ditches in Mine No. 97. Work 2019 of the year
Tursyn Prnazorovich Nishanbaev at work Members of the Ilmen expedition; Pavel Erisov - student (g. Kopeysk); Valery Mayorov - student of UGAA (g. Gelendzhik); Nikita Odnoshevin - student (Sverdlovsk region); Kirill Zakharov - student of MGRK (g. Chelyabinsk); Yuri Vilyachkin - student (g. Chelyabinsk)

Close Menu

Южно-Уральский федеральный научный центр минералогии и геоэкологии УрО РАН
Из воспоминаний Т.П. Нишанбаева

Из воспоминаний Т.П. Нишанбаева

Из воспоминаний Турсына Прназоровича Нишанбаева (1955-2017)*

… Меня давно просят рассказать историю, которая началась в моем юношестве и через, примерно 30 лет, завершилась открытием нового минерала поляковита. В этой истории  Поляков Владислав Олегович сыграл ключевую роль. Правда, не он один.

     Год 1967. Заповедник. Мне 12 лет. Мы, заповедные мальчишки, очень любили цирконы. Старшие говорили, что в войну спичечный коробок цирконов принимали в приемном пункте в Миассе за один военный рубль и это считалось приличной суммой. Но для нас дело было не в цене – в наше время никто цирконы не принимал, – а в том, что сами кристаллы циркона притягивали к себе какой-то волшебной магической силой. Мы часто пропадали на копях (скрытно) в поисках кристаллов циркона, и мечтой каждого из нас был гиацинт. Мы толком и не представляли этот самый гиацинт, какой он, но звучное название завораживало нас, и мы состязались в поисках медово-чайных кристаллов. Иногда везло. Особенно на копи № 4, что на Торфяннике. Сейчас там кордон, а до войны и в войну располагалась начальная школа, где заповедные дети учились до четвертого класса. Моя мама вместе с сестрами ее и заканчивала. Тогда. А я в копи рядом с этой школой такой гиацинт нашел! Все мальчишки иззавидовались. Даже везучий Серега Жарких.

     Надо сказать, что любой заповедный мальчишка знал, как минимум, с десяток местных минералов: амазонит, кварц, циркон, ильменит, нефелин, сфен, апатит, аквамарин, топаз, канкринит, вишневит, содалит и т.д. Кто-то даже знал самарскит или еще что-нибудь позаковыристее. Название только, конечно. А уж письменный гранит знал в Заповеднике, похоже, каждый младенец. Ферсмановская школа! У каждого в доме была хоть какусенькая-нибудь коллекция наших ильменских минералов.

       Порядок в Заповеднике в те времена был другим. Строгим. Нам, мальчишкам, запрещалось без надобности заходить в лес даже в пределах поселка – лес вдоль дороги от поселка до «24 Дома», Дома Заварицкого, был отгорожен деревянным забором. Ровным. Выкрашенным. Не дай Бог, кто-то зайдет за забор и нарушит птичью жизнь – греха не оберешься. Но были места, куда особо не запрещалось ходить. Одним из таких мест был Телячий загон на другой стороне Торфяного болота и рядом с ним Озерко на речке Черемшанке. На Озерке мы любили рыбачить. С разрешения взрослых, конечно. Разрешение спрашивали или у добрейшего, а с виду, очень строгого Юрия Прокопьевича Запевалова – начальника охраны Заповедника, или у Жарких Александра Павловича – начальника лесного отдела Заповедника. Иногда и не спрашивали. Или спросим один раз, а сходим несколько раз. Свои были детские хитрости.

         Итак, 1967 год. Лето. Мы – это я, мой двоюродный брат Саня Тимонов, друзья: Серега Жарких, Вовка Муранов и, вроде, Саня Галкин пошли на Озерко рыбачить. Перешли болото, вышли на Телячий загон и по тропе двинулись в сторону Озерка через канавы, нарытые геологами – в 1962 году Богомолова.(?) делала тут съемку. Геологическую. Канавы были еще свежие и их приходилось перепрыгивать. Иногда мы в них заглядывали, но ничего особо интересного не находили. Меня на Телячьем загоне всегда подташнивало и я старался быстрее его пройти. Цирконов, на которых мы были помешаны, в канавах не было. А в тот раз Серега Жарких из стенки канавы, раз, и достал небольшой плоский образец сантиметров в семь-восемь с кристаллом посреди лепешки амфиболового агрегата, вроде как на вид циркона, величиной сантиметра в полтора. По нашим меркам это был крупный циркон. Но этот циркон сразу всем не понравился – на нем было три или четыре грани, не очень ровные, бугристые. И блеск был уж слишком жирноватый для циркона. А цвет не плохой, почти гиацинтовый. Все по очереди покрутили камешек, поморщились. А мне он с чего-то сразу в душу запал. Смотрю, Серега Жарких сумлевается: брать-не брать, а может выбросить? Я этот лепешечный образец с цирконом у Сереги, торопясь, и выпросил. Серега без сожаления мне его и отдал.

     В то время я только начинал собирать свою первую коллекцию минералов. Центральными в моей коллекции были образцы горного хрусталя из Непряхино с Хрустальной горки, что на краю деревни – сам добыл. Цирконов чудных у меня еще не было. И положил я Серегин образец рядом с непряхинским хрусталем. Мама моя, Тимонова Екатерина Тимофеевна, в местных минералах толк тоже знала – и копи чистила с моим дедом Тимофеем до войны, и старшей сестре Антонине помогала экскурсии по копям и на вышку пожарную водить – тогда это было обязанностью Заповедника: просвещать и приваживать к минералогии. Ой, как маме не понравился этот Серегин циркон: выкинь его, это не циркон, сказала она мне сразу! Я спорил, что циркон и не выбрасывал лепешечный образец.

     Часть моей пополняющейся коллекции регулярно выбрасывала мама. Раз в год. В среднем. Когда образцами укладывался уже и подоконник в доме. И когда меня не было. Оставляла на свое усмотрение лучшее, а все остальное складывала в ведро и высыпала в огород. С краю огорода. Каждый раз, в каждую ее ревизию, в ведро отправлялся и Серегин циркон. Каждый раз после ревизии я шел на поиски выброшенной коллекции в огород, находил кучу своего минералогического «хлама», проводил свою ревизию и часть образцов возвращалась обратно в дом. В том числе, почему-то, обязательно Серегин циркон. Последний раз мама выбросила этот образец, когда я служил в армии. Пока я служил, брат мой Юрка натащил чудных азуритов с Учалов с Молодежного месторождения – тогда там велись вскрышные работы, а Юрка попал туда на полевые работы с Поповыми: Владимиром Анатольевичем и Валентиной Ивановной. Какие были азуриты!

        А еще до армии показал я лепешку с цирконом Василию Антоновичу Дмитриеву – своему первому учителю, мастеру шлифовального дела, знатоку цирконов и ильменских копей. Василий Антонович обучался изготовлению шлифов у Медведева, а того обучил сам А.Е. Ферсман. Покрутил Василий Антонович образец и вынес свой строгий вердикт: похож и не похож. Показал образец Гере Романову, нашему заповедному хитнику фарцовому. Везло ему: на 179 копи такие цирконы добыл! А на 118 копи такой вишневит взял – фантастика! В музее до сих пор такого нет. Иван Давыдович Петраков, с которым они 118 копь чистили слезами обливался от зависти, рассказывая как Гошке Романову повезло. Но и Гоша определенно не сказал мне: циркон или нет. Не здря знаток.

     Вернулся из армии я в декабре 1975 года женатым, дочери Анастасии было уже полгода. Смотрю, на месте Серегиного циркона на моей этажерке в доме азуриты и азуриты учалинские! Красиво, ничего не скажешь, а циркона то на лепешке нет! Ладно. Жалко как-то стало. Наступила весна 1976 года. Огород копаем с женой Татьяной. Под картошку. Мысль свербит: где-то должен лежать мой минералогический «хлам», выброшенный мамой, а там должен быть и Серегин циркон. Наткнулся на «хлам». Легко в нем нашел лепешку с цирконом. И думаю: ну, вот сколько меня преследует эта лепешка с цирконом? Давно! И что в ней такого, что я отвязаться от этого кристалла не могу много лет? Ну, да, что-то в этом цирконе не то: и похож и не похож на циркон. В этом все мои сомнения. А чтобы их не было, думаю, выброшу-ка я его куда подальше. Рядом с огородом стоял наш сарай-дровник. Над дверью в сарай было вставлено маленькое окошечко. Застекленное. Говорю жене: вот ведь зараза какая, почти десять лет над душой висит то ли циркон, то ли нет. Выброшу-ка я его. Хочешь, говорю, с разворота, не прицеливаясь, в то окошечко в сарае попаду: ну, не выбрасывать же так просто, хоть какую-нибудь, хоть вредную пользу но принесет. С одной стороны. А с другой я глаз на меткость набью – глядишь, пригодится в будущем. Где – не знаю. Но на всякий случай. Жена надулась: хулиганство проявляешь. Ну, ладно, говорю, выброшу в другую сторону. Встал спиной к сараю с окошечком, замахнулся в полную силу, чтобы через дом перебросить на другую сторону. И вот движение руки уже пошло, а в голове мысль: циркон или нет, не разобрался же! В последний момент, зашвыривая лепешку в небо, я подкрутил указательным пальцем ее так, чтобы она бумерангом прилетела ко мне обратно. Видно, кто-то еще ее подкрутил, кроме меня, потому что, когда лепешка взмыла вверх выше дома, на мгновенье замерла в высшей точке и по дуге устремилась обратно, я уже знал, что маленькому окошечку в нашем сарае пришел «кирдык». Так оно и случилось. Дзынь, и стекла в сарае нет. Жена надулась: ты все специально так рассчитал, чтобы окошко в сарае выбить. Вот так, думаю, от одного взмаха две неприятности: и стекла нет, и жена дуется. Вот чертова лепешка с цирконом! Угораздило же меня у Сереги ее выпросить.

     Сарай был забит дровами чуть не под крышу. Я даже не полез в сарай искать лепешку с цирконом: пропади она пропадом. Дровами то, что было в сарае, назвать было трудно. Это были расколотые керновые ящики куда когда-то давно складывал керн Басов Владимир Михайлович, еще когда разбуривал в 60-х гипербазитовые массивчики на Няшевке. Я ящики прибрал в свое время по бедности, забил этим полугнильем сарай, а топил свежезаготовленными дровами. Поэтому, когда нам дали «Зеленый дом» у пруда, в Заповеднике, а в нашу квартиру заехали Кожевниковы, я с удовольствием подарил свои «дрова» Николаю Кожевникову. Вместе с сараем. Он, не глядя на дрова, очень обрадовался, а, разглядев, попросил меня забрать дрова с собой хоть куда. И чтобы я провалился с ними. Я упирался и всячески впихивал дрова Николаю, но безуспешно. Поэтому весной 1976 года полез в сарай вывозить так называемые дрова. Чувствую: где-то она здесь должна быть, эта уже родная лепешка с цирконом. Найду, не найду? «Дрова» вывез, пол подмел. Лепешки с цирконом нет. Испарилась, что ли? И радостно и жалко. Пошел уже из сарая и увидел ее родную и бедовую – лежит на верстаке. А я ее на полу ждал. Взял и думаю: а что дальше? Тут мне и пришла мысль: чтобы избавиться, надо ее подарить! Кому? Да Славе Полякову!

     Слава Поляков приехал к нам в Заповедник по распределению в 1973 году из Новосибирска. Слава нас сразу поразил своим знанием копей и минералов Ильменских гор. Ну, во-первых, оказалось, что он челябинский, а, во-вторых, еще году в 1964 сам или с отцом Олегом Леонидовичем обошел чуть ли не все копи Заповедника. Глаз был – алмаз: возьмет в руки образец, лизнет как следует его, всмотрится и говорит – колумбит с Блюмовской копи. Верно. Возьмет другой образец, раз его – тумпаз (так он часто на старинный старательский лад называл топаз) с Лобачевских копей. Ишь ты, верно. Умел делать все, и чинить все, что угодно: рентгеновскую аппаратуру – пожалуйста, микроскопы, фотоаппараты любых марок – пожалуйста, стиральные машины, холодильники, «велосипеды-мелосипеды» – тоже пожалуйста. И был безотказным в этом. Поэтому всегда на его столе вперемежку с образцами лежали детали от микроскопов, фотоаппаратов, релюшки от холодильников и стиральных машин. Посмотришь на стол – бардак полный, кажется. Все, и я в том числе, так и думали до тех пор пока однажды я не решил Славе Полякову навести порядок на столе. Задержался после работы, разобрал все по кучкам, да баночкам, протер стол. И даже цейсовский бинокуляр. Иду утром на работу, а лаборатория наша располагалась в старом музее, на душе почти праздично – вот Слава-то удивится и порадуется порядку! Я еще чуть задержался, чтобы зайти в лабораторию и с порога услышать слова благодарности, а не ходить вокруг чистого стола и не дожидаться, когда Слава на работу придет. Захожу и слышу чуть не матерные слова. Рассвирепевший Слава набрасывается на меня: ты навел у меня на столе бардак? Я промямлил что-то вроде того, что наоборот порядок навел, и чистоту тоже. Заодно.  Боже, что тут было: я ничего не могу найти, где такая вот штучка от фотоаппарата Альфреда Георгиевича Баженова, который я чиню второй месяц, тут у меня среди крошек лежал двухмилиметровый фенакит с 60-той копи на исследования. Где все это? Я готов был провалиться сквозь землю и после этого случая больше никогда не наводил бардак на Славином столе.

        И именно в эти дни я принес Славе этот злополучный образец. Знаешь, говорю, Слава, вот циркон какой-то странноватый с могучим жирным блеском с Телячьего загона. Он тут же мне: на Телячьем загоне цирконов быть не может, потому, что быть не может никогда! По определению. Ладно, думаю. Прошло несколько дней. Слава ко мне: где ты взял этот образец? На Телячьем загоне Серега Жарких нашел и мне  подарил. А что? Это не циркон, говорит, он мне. Это монацит! Где ты его взял? На Телячьем загоне в богомоловской канаве нашли. Не может быть, говорит он мне опять. Там ни цирконов, ни, тем более, монацитов быть не может! Докажи, что оттуда. Говорю, времени то прошло почти десять лет, может там уже ничего и не осталось. Докажи и все. Вот думаю, задачка. И сам засумлевался: было-не было?

     Апрель. Тут прививки от энцефалита перед полем начали ставить – без них в поле не пускали. А ставил их легендарный наш, по образованию простой фельдшер, а по жизни и уважению великий врач и доктор Мухин Борис Григорьевич. В нашем медпункте на краю поселка. Домик маленький, деревяненький,  аккуратненький. Заходишь в приемную, а там картина с зимним пейзажем: домик в лесу, окошечко светится, и косули около с любопытством так из-за сосен на домик поглядывают. И все в снегу. Красота неописуемая! Правда, художественности никакой. Пропорции в картине все нарушены. Но красиво и запоминающе. До сих пор перед глазами та картина стоит. И всегда очередь к Борису Григорьевичу. Из женщин. Со всего Союза СССР. Что-то он такое знал и умел, что к нему приезжали и из Ленинграда, и из Иркутска, и Владивостока. Занял очередь за Людмилой Федоровной Баженовой. У нас отдельная очередь на прививку. Стою. Очередь еле движется. Говорю Людмиле Федоровне: пока очередь движется, сгоняю на Телячий загон, монацит надо найти для Славы. На велосипеде. Тогда это был наш самый ходовой транспорт.

       Пригнал на Телячий загон. Пошел по канаве, вспоминая, где нашли ту лепешку уже с монацитом. Будь он не ладен! Вроде здесь, вроде не здесь, а вроде там. Вот, вроде, и нашел то место. Лихорадочно ковыряю палкой стенку. Разбирается легко. Сыпется тремолит. Монацитов не вижу. Вот что-то черное выспалось, на уголь похожее. Взял, посмотрел, вижу в нем что-то чевкинитистое. По блеску, по сколу, но от классического нашего чевкинита  немного блеском и сколом отличается. А у меня ко всему редкометально-редкоземельному внутренняя аллергия. Беру в руки самарскит, эшинит или чевкинит – ладонь жжет, с ортита (алланита) дурь наступает, пространство теряю, подташнивает и аппетит почему-то разыгривается. Не вру, ей Богу! Чевкинитистый не беру. Ковыряю дальше – хоп! Что-то монаццитистое высыпалось. Сложил в пробный мешочек – они всегда у меня с собой были – и обратно в медпункт: очередь, наверное, уже подошла. Говорю Людмиле Федоровне: вот нашел таки этот самый монацит для Славы Полякова. Показал ей. Образцы крупные, до 2 сантиметров осколки. Блеск, правда, какой-то скудноватый, жирности для монацита не хватает. Да, мало ли что бывает, думаю. Главное – нашел. Доказательство есть.

Людмила Федоровна попросила один кусочек на качественную реакцию на фосфор для диагностики монацита. Дал. Позвоню, говорит, через пару часов, когда реакция состоится. Мне вообще хорошо: мало того, что нашел, тут еще и реакция будет. Приехал в лабораторию и молчу, что нашел монацит, да еще столько, что ого-го! Никому ничего не показываю. Проходит часа два-три, звонит Людмила Федоровна и говорит: реакция на фосфор отрицательная! То есть, фосфора нет! Мне плохо стало. Вывалил Славе Полякову на стол свои «монациты» и говорю: вот они, но фосфора нет – Людмила Федоровна определила. Ошибся, получается, по всей программе. Тоска и позор. Слава Поляков проанализировал то, что я принес – оказался хондродит. Не монацит, не циркон, а банальный и не известный до того времени в Ильменах хондродит.

      Работал в то время у нас в лаборатории уже Жданов Володя, Владимир Федорович, как мы к нему часто обращались из уважения. Чистый физик, по образованию, следил за приборами, но, как всякий уральский выходец, питал интерес к минералам. Человек он был тихий, говорил негромко, редко, но в яблочко, что называется. Любил анекдоты, но абсолютно их не запоминал. Хохотал до коликов. В поле выезжал вместе с нами. Мне нравилось в нем и то, и другое, потому что когда мы утром выходили с ним парой в маршрут, как правило, не выспавшиеся, я, чтобы его подбодрить, рассказывал ему какой-нибудь из бесчисленных, знаемых мной, анекдотов и он хохотал до упаду, окончательно просыпался и день начинался бодро и весело. В обед, когда мы уже утомлялись немного работой, я ему рассказывал тот же анекдот еще раз. Он ухахатывался еще раз и так же до упаду. Вечером перед сном он выслушивал тот же самый анекдот еще раз и я уже ухахатывался вместе с ним и над ним. Работали весело.

     В лаборатории повис некий вопрос с этим цирконом-монацитом, который оказался хондродитом. Весело завернулось дело. Я уже не был рад всей этой истории. Тут Володя Жданов и спрашивает меня: где это место? Я ему обрисовал. Он пошел и принес кроме прочего, тот самый чевкинит, от которого меня жжет. Слава кинулся с ним «разбираться» и, оп-па! Что-то интересненькое! Поляковит, оказался.

     Вот так, с легкой руки Сереги Жарких нашелся в Ильменах хондродит, и был открыт новый минерал – поляковит**.

     Сейчас это копь № 97. Самый замечательный кристалл поляковита, который мне удалось увидеть, был найден Сергеем Колисниченко с юными геологами размером в длину 13 сантиметров. Монацит тоже нашли. И эшиниты чудные. И многое другое. И вообще, тело (геологическое) оказалось карбонатитовым. Чудеса в решете!

_________

*     Сохранены  авторский стиль, орфография и пунктуация.

**  Дополнительную информацию о поляковите см. в монографии В.А. и В.И. Поповых     «Минералогия пегматитов Ильменских гор», 2005, c. 114.

Дополнительные фото, предоставленные С.В. Колисниченко и из архива Имин:

Поляковит. Кристалл 15х15х10 см. Одна из разведочных канав на копи № 97. Работы 2019 года
Турсын Прназорович Нишанбаев в работе Участники Ильменской экспедиции; Павел Ерисов — учащийся (г. Копейск); Валерий Майоров — студент УГГА (г. Геленджик); Никита Одношевин — студент (Свердловская область); Кирилл Захаров — студент МГРК (г. Челябинск); Юрий Вилячкин — учащийся (г. Челябинск)

 

Закрыть меню