South Urals Federal Research Center of Mineralogy and Geoecology of the Urals Branch of the Russian Academy of Sciences
As it was ... Memories Molchanov A. AT.

As it was ... Memories Molchanov A. AT.

In the reserve we have lived with 1948 by 1963 gg.
When my father, Molchanov Viktor, Agriculture took, it was in poor condition.
Little old stables, horses were exhausted, and some were hung on the belts, because the stand could not. Forage and hay was gone.
Then father went to the first secretary of the city party committee A. Palashkevich. and I asked for help. He listened attentively to him and called the director of auxiliary services of the city, which was in Turgoyak, where it is built "village kulak", and asked for help.
After his call, forage and hay for horses were allocated to the reserve., and subsistence farming during the spring helped with planting. were sown: one field of oats (the top field), bottom field sown with clover (district Selyankyno). Also in the sector was the installation (shpalorezka), by means of which was harvested timber, and the construction of houses. two houses were built and shop, Construction started on the stables 15 horses. The first built house of timber allocated for housing researchers BA. Makarochkinu and F.E. Bogan. The second house is made for living travel, ie. type of hotel.
A rich harvest of oats was taken in the fall, clover. Oats have filled in all the barns on the kitchen courtyard.
Also in the construction sector were: small carpentry workshop (carpenter Alymushkyn), smithy (smith Kashigin). In one of the houses it was organized and opened a kindergarten. Head was my mom Maria Andreevna. Kindergarten was a small. The staff consisted of head chef and part-time teacher. At the beginning of the opening d / c it was only 12 children of all ages. Further, due to the increasing number of children, to d / c was given to larger premises, and increased staff.
The cook was Shatokhina Elena Aleksandrovna. Educator Niharoshkova Serafima Petrovna, Lopatin nurse Natalia, muses. worker - German Hristyanovich Shraygel. AT 1960 kindergarten was built on 25 places with water heating around the clock and finding children. Significantly increased staff. The audit d / c ranked first in the city of design and looks areas. Great job on the design and manufacture of snow figures done Petrakov Aunt Shura. She had a natural gift, She could make a picture of any piece of snow.
Economic activity.
The reserve staff included: a carpenter, joiner, two grooms (which is responsible for clock duty in the stable yard), electrician, technically, two drivers, Pecnik, miners - 4 man, Total 12 person. Miners in the summer engaged in clearing mines, laying the new pits for scientific work. In winter - firewood for heating and other chores. In the mid 50s four semi-detached houses have been laid, It built a new room, completed the construction of stables, expanded garage for motor vehicles with two to four visits. In connection with the completion of construction of houses were demolished 3 barracks.
An important role in the livelihood of the reserve played stables. them to provide: supply of firewood, Shuttle and harvesting, water in their homes 3 times a week and were transported to the schedule on horseback. For supply of water people paid. As a payment issued to metal tags indicating the number of buckets. Tags purchased in accounting, there were sold and bath Tag. In summer time, except for miners, all the men in the household engaged in hay and forage for horses. The so-called "state-owned meadows" is in the area of ​​Lake Tatkul. People were taken there for a week: from Monday to Saturday, depending on weather conditions.
Supervised reserve in those 40-egody Appolinarevich Vasily Vasnetsov, a relative of the famous painter. Scientific secretary was Ushkov Sergei L., way. Director by an economic part was Molchanov Viktor. Chief of the Forest Department was Moscow.
On the territory of the reserve was a chemical laboratory, which led Postoeva Nina G.. The staff consisted of engineers - Ganibesova Claudia Andreevna, Makarochkin Boris Alexandrovich.
The reserve museum worked only in the summer, in the winter it was closed and the staff involved in the preparation for the new season. Head of the museum was Reinicke Bruno K.. The museum was a small staff of guides, which conducted guided tours of developed routes. This - the nearest tower, the mountain IlmenTau, Falcon Mount et al. routes. Scientific employees worked in the left wing of the museum reserve.
The museum had a biological paddock, where wild animals are housed: hair, moose. In winter they feed harvested as hay and twigs of aspen.
Fire safety was carried out by a small fire room, in which there was a fire-fighting equipment (shovel, brooms, fair weather), manual fire engine. All of this was found in a cart, It was later received fire engines.
Communication with the reserve was by telephone, the battery was in the room pozharki. Communication with the cordons was a field telephone sample devices. Also in the room was attached stables.
Nearby was a residential building, which is home to the fire inspector, responsible for all this economy.
There was a club in the reserve, where movies were shown twice a week. The Clubhouse has a mobile library, which was in charge of Filroze Evdokia Alexandrovna. After her death, my mother was in charge of the library Bazhenova Alfred G. - Elena. The club was a drama group for children and seniors. staged productions. Children's drama club led Filroze EA, and adults - Shatokhina Elena, later Grabkova Valentina. In those days, organized for school children visits weekend to cordon Reserve. Led forays young couple – Alfred G. and Lyudmila Bazhenova Fedorovna.
In the 1950s, the construction of a laboratory and a campus for scientists at Lake. B. Miassovo. On reserve two carriages was obtained with a set of prefabricated panel houses, who she was transferred from the station Miass-1 to B. Miassovo. Transportation is carried out by the internal road 14 a fleet of cars. As soon as possible 4 4-x apartment buildings have been collected. Construction of transmission lines held a team from Ekaterinburg. All work was carried out at an accelerated rate. Less than a year the settlement and the laboratory was put into operation.
For raw materials for the laboratory traveled in a special vehicle Molchanov V.A., All the details were kept secret. Supervised laboratory Nikolay Timofeev-Ressovsky.
In the late 50's were built tractor and box room smithy, installed sawmill. Obtained was a tractor-bulldozer ChTZ-80, to which were manufactured sled. On them in the winter to transport goods from the region B. Miassovo, and also carries out clearing roads. During the summer, we were repairs of roads. Tractor was then Timonov Peter T.. Paramedics worked Volgina Tatiana Semyonovna, which then was replaced by Boris Mukhin.
All reserve management is a 2-storey wooden building. On 1 floor - office deputy. director, forest department, Accounting. On 2 floor - office director of reserve, scientific secretary and reception.
Accounting headed Korzh Athanasius Eremeevich, accountant was his wife, cashier Nadezhda Mikryukova. For trips to the bank stood transport in the form of a horse-drawn during the summer in "walker", and in winter - sledge-sledge or "koshevka". The Bank was in the old part of town. The route goes along the shore of Lake Ilmen to n. İlmenskiy, then through the mountain. In the winter time - on the lake. Later, when there was a motor transport, drove a car.
To prevent fish from fading in the lakes, in winter installed aerators, which air was pumped under ice. Installations were on the lakes Ilmen, Argayaş, Tatkul. Directed and set them Reshetnikov researcher Peter M..
The settlement "Bog"
Before the war, were harvesting peat for power plant, who was in the area of ​​art. Miass-1, settlement around it was called "Strength". At the reserve was village, which was called "peat bog". It consisted of several houses and barracks. Currently, there was one house, which is located cordon "Bog". earlier, when there was a village, it was placed in an ungraded school, where the teacher was my great-grandma Nadezhda Rusakova.
Briquettes prepared peat were exported through a narrow gauge railway from the second section to the thermal power plant.
In the 50's began construction of a large village, "the Lake", Previously called p / b №17. For its protection has been deployed in / part, which was located, since the end of the street Labor to barracks, which was called 100 house. On the territory / part it was built barracks for officers, He called the officers' barracks, a large dining room, garage 6 entries. The soldiers lived in tents warmed. The soldiers were engaged in road construction, unloading wagons arriving cargo and protection. The cargo is delivered by an internal road through the reserve. Military road was built. They were mostly people from Western Ukraine, so, as they walked systems, then sang the song on the beautiful Ukrainian language. Later they were replaced by soldiers from Azerbaijan.
At the end in / of the construction of the road was transferred to 12 kilometer, which it was organized by the checkpoint. Location was on the hill, on the other hand had not yet existing cordon "Long Kuria".
In the 50s people, living on the reserve, held part-time farm. This livestock, chickens, geese, cow. During the summer, all engaged in hay for the winter. Each house had homestead and outbuildings. Many of the employees had no experience of Livestock, and they had difficult.
There was an incident. once, bypassing the village, my father saw this picture: from residential house windows looked at him a cow. The tenant was Skarutsky Anton Antonovich. the question: "Why is a beast in the apartment?“, was the answer given: "It's cold in the barn". It was decided to immediately transfer a cow shed. But ... by the time the cow could no longer pass through the door, as there was a calf. I had to urgently cut out window opening, to output the cow.

Molchanov Alexander
Road. Director of the Reserve for General Matters 1982 by 2007 gg.

Close Menu

Южно-Уральский федеральный научный центр минералогии и геоэкологии УрО РАН
Как это было…Воспоминания Молчанова А. В.

Как это было…Воспоминания Молчанова А. В.

   В заповеднике мы проживали с 1948 по 1963 гг.
  Когда мой отец, Молчанов Виктор Александрович, принял хозяйство, оно находилось в плачевном состоянии.
Маленький старый конный двор, лошади были истощены, а некоторые были подвешены на ремнях, потому что стоять уже не могли. Кормов и сена уже не было.
   Тогда отец поехал к первому секретарю горкома партии города Палашкевичу А.П. и попросил помощи. Он его внимательно выслушал и позвонил директору подсобного хозяйства города, которое находилось в Тургояке, где сейчас построен “кулацкий посёлок”, и попросил оказать помощь.
   После его звонка заповеднику были выделены фураж и сено для лошадей, а в весенний период подсобное хозяйство помогло с посевной. Были засеяны: одно поле овсом (верхнее поле), нижнее поле засеяно клевером (район Селянкино). Также в хозяйстве находилась установка (шпалорезка), при помощи которой был заготовлен брус, и началось строительство домов. Были построены два дома и магазин, начато строительство конного двора на 15 лошадей. Первый построенный дом из бруса выделили под жильё научным сотрудникам Б.А. Макарочкину и Ф.Е. Богану. Второй дом сделали для проживания командировочных, т.е. типа гостиницы.
    Осенью сняли богатый урожай овса, клевера. Овсом заполнили все амбары на кухонном дворе.
Также в хозяйстве были постройки: маленькая столярная мастерская (столяр Алимушкин), кузница (кузнец Кашигин). В одном из домов был организован и открыт детский сад. Заведующей была моя мама Мария Андреевна. Детский сад был небольшой. Персонал состоял из заведующей и повара по совместительству воспитателя. На начало открытия д/c было всего 12 детей разного возраста. В дальнейшем, в связи с увеличением числа детей, для д/c было предоставлено более просторное помещение, и увеличился штат.
   Поваром была Шатохина Елена Александровна. Воспитателем Нихарошкова Серафима Петровна, нянечкой Лопатина Наталья Ивановна, муз. работник – Герман Христьянович Шрайгель. В 1960 году был построен детский сад на 25 мест с водяным отоплением и круглосуточным нахождением детей. Значительно увеличился штат сотрудников. По итогам проверки д/c занимал первое место по городу по оформлению и смотру участков. Большую работу по оформлению и изготовлению снежных фигур проделала Петракова тётя Шура. У неё был природный дар, она могла по картине сделать любую фигуру из снега.
                    Хозяйственная деятельность.
   В обслуживающий персонал заповедника входили: плотник, столяр, два конюха (в обязанности которых входило круглосуточное дежурство на конном дворе), электрик, технички, два водителя, печник, горнорабочие – 4 человека, всего 12 человек. Горнорабочие в летнее время занимались расчисткой копей, закладыванием новых шурфов для научных работ. В зимний период – заготовкой дров для отопления и другими хозяйственными работами. В середине 50-х годов были заложены четыре двухквартирных дома, построена новая баня, закончено строительство конного двора, расширен гараж для автомашин с двух выездов до четырёх. В связи с окончанием строительства домов были снесены 3 барака.
  Немаловажную роль в жизнеобеспечении заповедника играл конный двор. Им обеспечивался: подвоз дров, подвозка и заготовка древесины, воду по домам 3 раза в неделю также развозили по графику на лошадях. За подвоз воды люди платили. В качестве платежа выдавались металлические бирки с указанием количества вёдер. Бирки приобретались в бухгалтерии, там же продавались и банные бирки. В летнее время, кроме горнорабочих, все мужчины в хозяйстве занимались заготовкой сена и фуража для лошадей. Так называемые “казённые покосы” находились в районе озера Таткуль. Туда людей вывозили на неделю: с понедельника до субботы в зависимости от погодных условий.
Руководил заповедником в те 40-егоды Василий Апполинарьевич Васнецов, родственник знаменитого художника. Учёным секретарём был Ушков Сергей Львович, зам. Директора по хозяйственной части был Молчанов Виктор Александрович. Начальником лесного отдела был Московских.
  На территории заповедника находилась химическая лаборатория, руководила которой Постоева Нина Георгиевна. Штат состоял из инженеров – Ганибесова Клавдия Андреевна, Макарочкина Бориса Александровича.
   Музей заповедника работал только в летнее время, на зиму он закрывался и сотрудники занимались подготовкой к новому сезону. Заведующим музеем был Рейнике Бруно Константинович. При музее был небольшой штат экскурсоводов, которые проводили туристические экскурсии по разработанным маршрутам. Это – на ближайшую вышку, на гору ИльменТау, Соколиную гору и др. маршруты. Научные сотрудники работали в левом крыле музея заповедника.
  При музее был биологический загон, где размещались дикие животные: косули, лоси. На зимний период им заготавливали корма в виде сена и веников из осины.
  Пожарная безопасность осуществлялась небольшим пожарным помещением, в котором находился пожарный инвентарь (лопаты, мётлы, вёдра), ручной пожарный насос. Всё это было установлено на телеге, позже была получена пожарная автомашина.
 Связь с заповедником была телефонная, аккумулятор находился в помещении пожарки. Связь с кордонами была телефонная аппаратами полевого образца. Также к помещению была пристроена конюшня.
  Рядом был жилой дом, в котором проживал пожарный инспектор, отвечающий за всё это хозяйство.
  В заповеднике был клуб, где демонстрировались кинофильмы два раза в неделю. В помещении клуба была передвижная библиотека, которой заведовала Фильрозе Евдокия Александровна. После её смерти библиотекой заведовала мама Баженова Альфреда Георгиевича – Елена Николаевна. В клубе были драматический кружок для детей и старших. Ставились постановки. Детским драмкружком руководила Фильрозе Е.А., а взрослым – Шатохина Елена Александровна, позже Грабкова Валентина Алексеевна. В те времена устраивали для детей школьного возраста выезды выходного дня на кордоны заповедника. Руководила вылазками молодая чета – Альфред Георгиевич и Людмила Фёдоровна Баженовы.
 В 50-х годах было начато строительство лаборатории и городка для научных сотрудников на оз. Б. Миассово. На заповедник было получено два вагона с комплектами сборно-щитовых домов, которые были перевезены со станции Миасс-1 на Б. Миассово. Перевозку по внутренней дороге осуществляло 14 автомашин из автохозяйства. В кратчайшие сроки 4 4-х квартирные дома были собраны. Строительство ЛЭП проводила бригада из Екатеринбурга. Все работы велись в ускоренном режиме. Менее чем за год посёлок и лаборатория были сданы в эксплуатацию.
  За сырьём для лаборатории ездил на спецавтомашине Молчанов В.А., все подробности были засекречены. Руководил лабораторией Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский.
В конце 50-х были построены тракторный бокс и помещение для кузницы, установлена пилорама. Получен был трактор-бульдозер ЧТЗ-80, для которого были изготовлены сани. На них в зимний период перевозили грузы с района Б. Миассово, а также осуществлялась расчистка дорог. В летнее время велись ремонтные работы дорог. Трактористом был тогда Тимонов Пётр Тимофеевич. Медработником работала Волгина Татьяна Семёновна, которую потом сменил Мухин Борис Григорьевич.
Всё руководство заповедника располагалось в 2-х этажном деревянном здании. На 1 этаже – кабинет зам. Директора, лесной отдел, бухгалтерия. На 2 этаже – кабинет директора заповедника, учёного секретаря и приёмная.
 Бухгалтерию возглавлял Корж Афанасий Еремеевич, бухгалтером была его жена, кассиром Надежда Ивановна Микрюкова. Для поездок в банк выделялся транспорт в виде лошади в летнее время запряжённой в “ходок”, а в зимнее время – сани-розвальни или “кошевка”. Банк находился в старой части города. Маршрут проходил по берегу озера Ильмень до п. Ильменский, далее через гору. В зимнее время – по озеру. Позже, когда появился автотранспорт, возили на автомашине.
  Во избежание замора рыбы на озёрах, в зимний период устанавливались аэраторы, которые закачивали воздух под лёд. Установки были на озёрах Ильмень, Аргаяш, Таткуль. Руководил и устанавливал их научный сотрудник Решетников Пётр Михайлович.
Посёлок “Торфяник”
До войны велись заготовки торфа для теплоэлектростанции, которая находилась в районе ст. Миасс-1, посёлок около неё назывался “Силовая”. На территории заповедника был посёлок, который назывался “Торфяник”. Он состоял из нескольких домов и бараков. В настоящее время остался один дом, в котором расположен кордон “Торфяник”. Ранее, когда существовал посёлок, в нём размещалась малокомплектная школа, где учительницей была моя двоюродная бабушка Надежда Ивановна Русакова.
 Заготовленный торф брикетами вывозился по узкоколейке от второго участка до теплоэлектростанции.
В 50-х годах началось большое строительство посёлка “Озёрный”, ранее называвшимся п/я №17. Для его охраны была развёрнута в/часть, которая располагалась, начиная с конца улицы Труда до барака, который именовался 100 домом. На территории в/части был построен барак для офицеров, он назывался офицерским бараком, большая столовая, гараж на 6 въездов. Солдаты жили в утеплённых палатках. Солдаты занимались строительством дороги, разгрузкой вагонов с прибывающим грузом и охраной. Грузы доставлялись по внутренней дороге через заповедник. Дорогу строили военнослужащие. В основном это были люди из Западной Украины, поэтому, когда они шли строем, то пели песни на красивом украинском языке. Позже их сменили военнослужащие из Азербайджана.
По окончанию строительства автодороги в/часть была переброшена на 12 километр, где был организован контрольно-пропускной пункт. Расположение было на горке, напротив тогда ещё не существующего кордона “Долгая Курья”.
    В 50-х годах люди, проживающие на территории заповедника, держали подсобное хозяйство. Это домашний скот, куры, гуси, коровы. В летнее время все занимались заготовкой сена на зимний период. У каждого дома имелись подворные и хозяйственные постройки. Многие из сотрудников не имели опыта содержания домашнего скота, и им приходилось труднее.
Был такой случай. Однажды, обходя посёлок, мой отец увидел такую картину: из окна жилого дома на него смотрела корова. Квартиросъёмщиком был Скаруцкий Антон Антонович. На вопрос: “Почему скотина находится в квартире?“, был дан ответ: “Ей же холодно в сарае”. Было принято решение немедленно перевести корову в сарай. Но… Корова к тому времени не могла уже пройти в дверь, так как была стельная. Пришлось в срочном порядке выпиливать оконный проём, чтобы вывести корову наружу.

Молчанов Александр Викторович
Зам. Директора заповедника по общим вопросам с 1982 по 2007 гг.

 

Закрыть меню